Семейный детский сад

Содержание
  1. Мама на зарплате
  2. Семейный детский сад
  3. Волокита и поддержка
  4. История одного поражения
  5. Семейный детский сад: как получить деньги за воспитание собственных детей | Милосердие.ru
  6. Дневник воспитателя, чеки, цели и задачи
  7. Летний отдых воспитательниц
  8. Дети выросли: прикрепляем соседских
  9. «Свои дети — своя ответственность». Кто и зачем открывает семейные детские сады
  10. Как появляются и исчезают семейные детские сады
  11. Почему семейные сады набирают популярность
  12. Зачем это многодетным мамам
  13. Как родители из семейных садов общаются с администрацией
  14. Зачем семейные сады нужны школе
  15. Как питаются дети в семейных садах
  16. Какие сложности есть в семейных садах
  17. Какие льготы за детский сад полагаются многодетным семьям в 2021 году
  18. Очередь в ДС
  19. Скидка на оплату детского сада
  20. Документы, которые нужны при оформлении
  21. Что такое семейный детский сад
  22. Как открыть семейный детсад
  23. Нюансы и поддержка
  24. Судебная практика
  25. Заключение

Мама на зарплате

Семейный детский сад

Что такое семейный детский сад? Как он устроен? Об этом мы поговорим с несколькими мамами, ставшими воспитательницами в собственных детсадах.

Семейный детский сад

То разгораются, то затихают споры о том, надо ли платить многодетной маме зарплату и начислять стаж.

Между тем в Москве уже второй год этот вопрос решен положительно: многодетные москвичи могут у себя дома из собственных детей организовать семейный детский сад, став, таким образом, оплачиваемыми воспитателями.

Мы обсудили с несколькими мамами — воспитательницами семейных детсадов плюсы и минусы этого новшества.

Волокита и поддержка

Если вы многодетные родители и среди ваших детей есть хотя бы один дошкольник — можете открыть у себя дома семейный детский сад, на базе детсада обычного .

Правда, детей в нем должно быть не меньше трех, поэтому, если все остальные ваши дети старше семи лет, нужно «дополнить комплект» детьми из других семей. Одно условие: эти семьи тоже должны быть многодетными.

Татьяна, жена священника и мама семерых детей, узнав о такой возможности в феврале 2008 года, уже в марте была воспитателем детского сада из собственных детей.

«В принципе, это оказалось несложно», — говорит она. Первый шаг — пойти в окружное управление образования к специалисту по дошкольному образованию — он предложит на выбор несколько садиков, которые мама может посмотреть, далее надо поговорить с заведующими и выбрать тот садик, который понравится.

После более подробного разговора с заведующей можно приступать к оформлению своего семейного сада.

Оформление тоже отнимает немного сил: родители собирают документы — свидетельства о рождении детей, их медицинские полисы, свидетельство о многодетности, паспорт и диплом об образовании родителя — будущего воспитателя, пенсионное страховое свидетельство, ИНН (если есть) и трудовая книжка.

Если трудовой книжки нет, ее заведут в детсаду, если трудовая книжка лежит на месте предыдущей работы, ее придется забрать — оформление по договору здесь не предусмотрено. На все документы нужны копии, приносят их в выбранный сад, пишут заявление, оформляется приказ, и семейный сад с этого момента начинает работать.

«После того как я отнесла документы в детский сад, к нам домой пришли заведующая и старший воспитатель.

Убедившись, что квартира отвечает всем необходимым требованиям, мы подписали трудовой договор», — рассказывает многодетная мама Дарья. Ей вручили кучу бумаг: от должностной инструкции до табеля посещаемости детсада.

Табель Дарью рассмешил: каждый день она должна была отмечать в нем посещаемость троих своих собственных детей. Но такой уж порядок!

Дарья также получила программу занятий с детьми по разным предметам: физкультуре, чтению, рисованию и т. д. И каждый день стала заполнять отчетный журнал о проделанной работе. Записи были примерно такого содержания: «Сегодня учились держать ложку, с утра учились чистить зубы и говорить “спасибо”». Через пару дней ей это надоело, и она разом расписала все на год вперед.

«В моем округе требования к отчетам достаточно адекватные, а вот некоторые мои подруги просто стонут от формализма, — рассказывает Татьяна. — И если ли бы они могли писать, как им на самом деле удалось провести занятие, а не так, как формально обязаны, было бы гораздо лучше».

Возможно, эти требования возникают от непонимания, что в семье может быть не только трое дошкольников, а еще столько же или больше школьников-подростков. Ведь нагрузка мамы, имеющей трех дошкольников, и той, у которой шесть-восемь детей, совсем разная. Первой маме, конечно, тоже тяжело, но вторая чувствует себя просто загнанной лошадью. И формальные требования загоняют маму в угол.

Нужно писать отчеты и по питанию. Понятно, что в садике отчитываются по граммам — кто, что и сколько съел, потому что там материальная ответственность, но когда от мамы требуют написать такую же выкладку продуктов, это выглядит абсурдно.

Например, Татьяна собирает чеки, выписывает продукты, за один вечер пишет отчет, какие продукты были куплены на эти деньги, сдает в бухгалтерию, и все. А некоторых мам заставляют высчитывать продукты вплоть до граммов, и они пишут эти отчеты по три недели.

Но ведь в семье покупаются продукты не только на дошкольников, но и на остальных детей!

Но невзирая на отчеты, большинство многодетных мам в домашнем детском саду видят большие плюсы. «Когда мои старшие были маленькими, среди православных существовал взгляд, что не нужно отдавать детей в детские сады, — рассказывает Татьяна.

— Но с течением времени я поняла, что просто сидеть дома нельзя, нужна альтернатива. Как я, например, могу провести полноценное музыкальное занятие без музыкального образования?» Татьяна водит детей на музыку, физкультуру, в бассейн, к логопеду, а дома проводит занятия по развитию речи, математике, рисованию.

«Очень существенным оказалась то, что можно приходить в обычный детсад и совершенно бесплатно заниматься с его специалистами, — говорит Дарья. — Нам очень помог логопед, мы могли пользоваться услугами массажиста. Когда один из детей обжегся, к нам приходила из детсада медсестра и делала ему перевязки.

Мы были очень тронуты, когда администрация детсада подарила нам ковры и постельное белье для детей».

И конечно, зарплата и оплата питания на каждого ребенка — огромное подспорье для семьи. В месяц у Дарьи выходит около 10 тыс. рублей, у матушки Татьяны — 13 тыс. (зарплата воспитателя зависит от наличия педагогического образования).

История одного поражения

Однако не всегда администрация «головного» детсада с пониманием относится к нуждам многодетных родителей, и причиной этому становятся в том числе деньги.

«Вам за троих детей платят, а у меня за такую зарплату одна воспитательница 20 детей ведет. Где же справедливость?» — говорила заведующая маме пятерых детей Людмиле.

Когда та сослалась на программу помощи многодетным, начались придирки.

Комиссия из детского сада состояла из медсестры, воспитателя и заведующей. На Людмилу горохом посыпались вопросы и указания: почему не пронумерованы горшки и кровати, в ванной должно быть по три крючка для полотенец (т. к.

трое детей), три крючка для расчесок, для чашечек и мочалок, а в туалете должна стоять банка с хлорaмином (антисептик с хлором)! Людмила со всем согласилась, кроме хлорaмина: одна из ее дочек очень любопытная — может залезть в банку.

— Мы не можем взять ваших детей в детский сад, потому что они не привиты! — вдруг заявила медсестра, просматривая медицинские карты детей.

Но и с этим Людмила не согласилась: постановление главного санитарного врача города Москвы Николая Филатова №12 от 02.11.2000 г. разрешает принимать детей в ясли и детсады без прививок.

Сухо выслушав ответ, комиссия продолжила атаку:

— Во сколько часов ваши дети ложатся днем спать?

— В два часа дня.

— А у нас дети младшей группы ложатся спать в 12!

— Вы понимаете, они у меня привыкли ложиться в два часа дня… — на свою беду возразила Людмила.

— …а я вам напоминаю, что вы — работник детского сада и должны жить по расписанию. Порядок для всех один. Ваш рабочий день начинается в восемь утра, вы проводите с ними занятия, потом гуляете и в двенадцать они ложатся спать, — сказала заведующая. — И мы будем ходить к вам и все это проверять.

Потом оказалось, что дети Людмилы играют в неправильные игрушки. Игрушки должны быть ролевыми: кухня, парикмахерская, медицинский кабинет.

—К вам придет методист, чтобы проверить, какими игрушками пользуются ваши дети, — предупредила директор.

«Я поняла, что они будут приходить к нам без предупреждения, как к себе домой, — вспоминает Людмила.

— Через два месяца, когда старший ребенок пошел в школу и осталось только двое детей дошкольного возраста, мы почти договорились с друзьями, что к нам будет ходить их ребенок; но казенное отношение и постоянная нервотрепка, когда каждый день ты ждешь непрошенных, недружелюбно настроенных гостей, оказались для меня неподъемными».

Источник: https://www.pravmir.ru/mama-na-zarplate/

Семейный детский сад: как получить деньги за воспитание собственных детей | Милосердие.ru

Семейный детский сад

Рисунок Дмитрия Петрова

«В 2010 году от своих многодетных друзей я узнала, что, если у тебя есть трое детей дошкольного возраста, можно оформить семейный детский сад. В тот момент у меня их было 4, и мы пошли в ближайший к дому садик, чтобы договориться об оформлении.

Надо было сделать медицинские карты – мне и детям, собрать еще некоторые бумаги, но, в общем, оформление не было очень сложным. Меня взяли на работу воспитателем, стали платить зарплату – 25-27 000 в месяц, а также деньги на питание детей – около 2 500 рублей на каждого.

Детей в семейном детском саду должно быть не менее трех

В тот время почти не было отчетов, мы лишь собирали чеки из продуктовых магазинов на ту сумму, которую детям выделяли на питание.

Затем правила изменились, стали требовать отчеты о том, чем я занимаюсь с детьми дома, и выяснилось, что у меня нет высшего образования. Воспитателем я быть не могла. Мне предложили стать нянечкой и понизили зарплату до 20 000 рублей. Но отчеты требовать перестали. Кстати, год назад отменили и продуктовые чеки». (Алена, 7 детей)

В каких-то садиках заведующие охотно оформляют мамочек в качестве сотрудников, в каких-то – не очень. Где-то требуют ежемесячные отчеты, ходят с проверками в квартиру и чуть ли не запрещают увозить детей на все лето на дачу, а где-то вообще не интересуются тем, чем занят ребенок дома.

Но даже при самых строгих заведующих, многодетные мамы (а домашний детский сад рассчитан, прежде всего, на них) активно пользуются этой возможностью – получать деньги за воспитание детей.

Дневник воспитателя, чеки, цели и задачи

Рисунок Дмитрия Петрова

У Дарьи 9 детей, дошкольников – 4. С 2008 года у Дарьи оформлен семейный детский сад.

В прошлом году заведующая предупредила, что с будущего года воспитателем детского сада может быть только человек с высшим профильным образованием – вступает в силу единый педагогический стандарт.

То, что у Дарьи диплом МГУ и кандидатская степень, не дает ей права работать у своих детей воспитателем.

Как и некоторые другие ее подруги-матери больших семей, Дарья поступила в Свято-Тихоновский гуманитарный университет, чтобы получить второе высшее образование.

За 2 года она стала дипломированным воспитателем – слушала лекции, участвовала в семинарах, писала эссе (одно их них – «Злословие как болезнь души» стало своего рода бестселлером) и как раз недавно защитила диплом на тему «Духовно-нравственное воспитание на базе семейного детского сада».

Придется получить второе высшее образование — педагогическое

Но необходимость получить профильного образования – не единственная сложность, с которой столкнулась Дарья.

Каждый месяц (до 5 числа) она должна сдавать в детский сад «дневник воспитателя» — он отправляется по электронной почте. Здесь Дарья пишет, чем она занимается с детьми каждый день. Все должно соответствовать плану – два раза в неделю надо рисовать, один раз в неделю лепить. И никак не наоборот.

Если вдруг в «Дневник воспитателя» закралась лишняя лепка, могут сделать замечание. Рисунки и поделки надо фотографировать, сканировать и прилагать к записям.

Раз в полгода требуют отчеты о проделанной работе

Дарья должна в краткой форме – на одной странице – написать о том, какие цели и задачи ставит, как собирается их решать. Чего ее дети достигли за полгода, а что им не удалось, и главное – над каким проектом они сейчас работают. Иногда требуют презентацию с фотографиями.

Комиссия из сада также может прийти домой – проверить условия проживания детей, их спальные места, рабочие столы. «Ко мне, — говорит Дарья, — приходят нечасто — за 8 лет были всего раз пять». Но, на самом деле, такие проверки возможны только если семья сама готова принимать представителей детского сада.

Летний отдых воспитательниц

Рисунок Дмитрия Петрова

Отдельной сложностью для многих мам-воспитательниц становится лето. В некоторых случаях руководство сада ведет себя так, как будто они — следователи по особо важным делам.

Они могут не разрешить без проверки специальной комиссии вывозить детей в непонятные условия. Одной маме руководство сада сообщило, что если она хочет сохранить свою зарплату, то должна оставаться с детьми в Москве, а они могут «в любой день к ней прийти и посчитать детей по головам».

Во всех подобных случаях надо обязательно советоваться с юристами. Администрация сада может вести себя некомпетентно. Часто недоразумения возникают и в случаях расчета летней зарплаты мамы-воспитателя.

42 дня отпуска — то оплачивают, то нет

Например, если детский сад не работает в летнее время, то многодетных мам заставляют подписывать заявление об отпуске за свой счет на все лето. В других детских садах мамам оплачивают положенные 42 дня отпуска, а остальные дни они берут за свой счет.

Или наоборот, сад работает все лето, но 42 дня отпуска воспитателя почему-то не оплачиваются. Когда спрашиваешь мамочек, почему так, что говорят в отделе кадров, они пожимают плечами – ссориться, ругаться и «качать права» почти никто их них не готов.

Хотя, на самом деле, добиваться правды можно. У Юлии 6 детей. Раньше она числилась в семейном саду «младшим воспитателем» и получала небольшую зарплату, но затем Юлия и некоторые ее подруги-многодетные мамы узнали, что такой должности не существует.

Они стали писать письма депутатам, в Департамент образования и в итоге их должность была изменена на «воспитателя», а зарплата увеличена. Как и Дарья, Юлия получила недавно второе высшее образование, стала дипломированным воспитателем детского сада.

Дети выросли: прикрепляем соседских

Когда старшие дети в многодетной семье начинают посещать школу и дошкольников становится меньше трех, детский сад может продолжить свою работу. Но для этого многодетной маме-воспитателю надо найти маленьких детей в многодетных семьях своих подруг и прикрепить их к своему семейному садику.

Это на первый взгляд кажется сложным, но, на самом деле осуществимо.

А зарплату, как и обязанности, и дотацию на питание, можно делить пополам

Именно так поступила Ирина, мама 6 детей, 5 из которых уже учатся в школе. Когда ее четвертый ребенок должен был пойти в первый класс, она позвонила своей подруге, у который также старшие дети учились в школе и предложила ей присоединить двух своих дошкольников к ее саду.

Надо также иметь в виду, что дети из семейного детского сада имеют право посещать занятия в обычном садике, к которому они прикреплены, — музыкальные, спортивные, занятия логопеда. Если в садике есть свой бассейн, семейный детский сад также может заниматься там плаванием. Это касается всех детей, оформленных в семейном детском саду.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/domashnij-detskij-sad-kak-poluchit-dengi-za-vospitanie-sobstvennyh-detej/

«Свои дети — своя ответственность». Кто и зачем открывает семейные детские сады

Семейный детский сад

Семейные детские сады прикреплены к школам, соответствуют нормам безопасности и санитарии, но отличаются количеством детей в группе.

Организовать их имеют право многодетные родители в первую очередь для собственных детей.

В эфире программы «Радиошкола» директор школы № 2065 Наталия Файдюк и помощница воспитателя семейного детского сада Даниэль Титова объясняют, чем и для кого хороши такие организации.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как появляются и исчезают семейные детские сады

Наталия Файдюк. Семейные детские сады давно существуют в Москве: первые начали появляться уже в 2007 году. Сейчас в нашей школе их 14, всего в них ходит порядка 50 детей.

Примерно каждый месяц в школе открывается новый сад. Мы развиваем это направление, потому что оно востребовано многодетными родителями. Это очень удобная форма: мама получает возможность быть дома, а дети включены в образовательный процесс. К доходу семьи прибавляются зарплата и компенсация на питание.

Семейные детские сады не оторваны от школы: это часть дошкольного образования, которая включена в структуру. Семейный детский сад обязательно прикреплён к какой-нибудь дошкольной группе. При этом организовать его может только многодетная семья, в которой есть минимум три ребёнка. В противном случае дошкольное образование идёт вне образовательной системы.

У родителей существует несколько опций для открытия сада:

  • приводить детей на занятия в детском саду;
  • полноценно воспитывать самостоятельно;
  • осуществлять только присмотр и уход.

Вот три основных вида семейного детского сада, которые могут быть реализованы в зависимости от желания мамы, образования, возможностей. Самое простое по форме — последнее, только присмотр.

Прийти в семейный детский сад могут дети из любой семьи. Главное, чтобы в группе не было больше пяти человек. Сад прекращает работу, когда младший в группе идёт в первый класс. Бывают такие ситуации, когда в саду остаётся один ребёнок самой мамы, а трое-четверо приходят из другой, не обязательно многодетной семьи.

Родители, которые хотят отдать ребёнка в семейный сад, часто не знают тех, кто их организует. Поэтому мы начинаем общаться с теми семьями, которые могут принять в группу чужого ребёнка и открыты к диалогу с другими мамами и папами. Это история о взаимопонимании. Договор-то подписывается трёхсторонний: одной семьёй, другой семьёй и школой. Самое важное тут — как они друг другу подойдут.

Требования к любому сотруднику образовательного учреждения одинаковые. Для семейных детских садов исключений не делается.

Если у человека есть педагогическое образование и в штатном расписании школы предусмотрен воспитатель, то один из родителей может быть им.

 Если педагогического образования нет, то подойдёт должность «помощник воспитателя» — она вполне соответствует среднему специальному образованию.

Иногда родители готовы тратить время и силы на переподготовку: один папа упорно учится второй год, потому что хочет быть воспитателем

Он пока не открыл сад, но стремится к этому. Но вообще переподготовка — серьёзная история, на которую, имея минимум трёх детей, ещё нужно решиться.

Когда мы получаем заявления от родителей, которые хотят открыть семейный детский сад, то создаём специальную комиссию.

Она приходит на тот адрес, который указан в заявлении, и проверяет условия на соответствие нормам безопасности и санитарии.

Строгих норм о площади помещения нет: всё-таки количество детей ограничивается пятью. Но квартира остаётся квартирой, и все понимают, что 15 человек внутри — перебор.

Почему семейные сады набирают популярность

Наталия Файдюк. Семейные детские сады очень востребованы в ЮВАО, ЮАО, районах массовой застройки. Дома строятся, квартиры заселяются, люди едут. Молодёжь не боится заводить много детей.

Если брать контингент нашей школы, то не меньшая, а даже большая часть детей в ней из многодетных семей. Мои заместители достаточно молоды: всем мужчинам около 30–40 лет, и у троих из четверых больше двух детей. Они всё успевают, работают на неплохих должностях.

Словом, семейные детские сады — закономерный отклик на естественное городское развитие. И создать его можно в любом московском округе.

Были случаи, когда наша комиссия не открывала семейный детский сад. На территории Москвы есть частные дома, например. Есть семьи, которые хотят открыться в них, но так делать нельзя.

Но подобные случаи происходят нечасто: у нас было всего два прецедента, когда семейный сад не открыли. Тогда это было связано с бытовыми условиями. Родители, получив отчёт, всё поняли.

Их дети пошли в обычные группы.

Представим, что в доме живёт некая тётя Валя с огромной квартирой и педагогическим образованием. Она готова принять семейный детский сад у себя.

Но если тётя Валя не многодетная мама, такой возможности у неё нет. Зато она может стать индивидуальным предпринимателем, который будет оказывать образовательные услуги.

Это уже другая история нестандартного частного сада, вне образовательной организации.

Если мы обнаружим, что правила трудового договора или тройственного договора об образовании нарушаются — например, вместо многодетной мамы в саду работает кто-то ещё, — он быстро закроется. Но пока у нас ни один семейный сад не закрылся.

Зачем это многодетным мамам

Даниэль Титова. Став мамой в первый раз, я не задумывалась об открытии семейного детского сада и даже не знала, что такие существуют. Когда я пришла регистрировать ребёнка, женщина в ЗАГСе посоветовала мне встать в очередь на место в государственном детском саду.

Я подумала: «Как это? Детский сад? Я отдам своего ребёнка?» Я только родила, слушала классическую музыку, ходила по театрам и музеям, чтоб он внутри меня развивался, и вдруг я его отдам какой-то тёте на воспитание? Я приняла решение воспитывать детей самостоятельно, без нянь, бабушек и дедушек.

На мой взгляд, лучше, чем мама, воспитать ребёнка не сможет никто

Только мама знает, какие у него есть недостатки. Только она видит, когда он действительно устал, когда ещё может учиться или уже нет. Какой воспитатель проследит за каждым ребёнком, когда в группе 20–30 детей?

Когда детей стало трое, я узнала о возможности открыть семейный детский сад. Я пошла в школу, рассказала о своём желании, прошла определённые процедуры и стала полноценным сотрудником. Помощником воспитателя я работаю уже пять лет.

В нашем саду пять детей, все они мои. Я люблю заниматься с ними и даже жалею, что не получила образование педагога начальных классов. Мне нравится вместе читать, ставить руку при письме.

Я вижу, как они учатся складывать эти буковки и звуки в слова, и я прямо-таки балдею от этого.

Как родители из семейных садов общаются с администрацией

Наталия Файдюк. Говорить, что мы взяли сотрудника, открыли сад и забыли про него, неправильно.

В любом образовательном учреждении есть программа, которую принимает педагогический совет, и любой сотрудник школы, в том числе и сотрудник семейного детского сада, обязан её придерживаться.

Если педагогический совет принимает решение всей школой перейти на систему Монтессори, то каждый сотрудник должен будет его реализовывать.

В штате школы есть специальный человек, который занимается дошкольной ступенью образовательного центра. У нас это Ольга Назаровна, которую точно знает каждая мама-воспитатель.

Она приходит в гости и смотрит, как проходят режимные моменты, соблюдаются санитарные нормы, меры безопасности.

Ольга Назаровна организует специальные праздники для семейных детских садов, поэтому дети приходят к нам и в детские сады, и в школы.

Даниэль Титова. Приходит Ольга Назаровна, всё проходит очень дружно и мирно. Она не ходит и не говорит: «Ой, это не так, то не так». Все понимают, что это квартира. У нас не было такого, что обнаруживались антисанитарные условия.

Ведь любая мама хочет, чтобы её ребёнок находился в чистоте и безопасности. Вся мебель у нас куплена по возрасту, по росту ребёнка. Все углы имеют специальные сглаживающие накладки, розетки закрыты, на окнах обязательно поставлены специальные замки.

Ты ставишь их один раз, но потом это никуда не исчезнет.

С Ольгой Назаровной мы находимся в очень тесном контакте. Она всё время подбрасывает какие-то идеи: «Посмотрите, вышла нейропсихологическая гимнастика. Как вы к ней относитесь?» Это очень полезная методическая помощь. Кроме того, она поддерживает школьное комьюнити, помогает не выпадать из структуры школы № 2065.

Ольга Назаровна проводит общие мероприятия для всей школы. Мы вместе организуем, например, выставку. Все скидывают общие идеи в чат, делятся тем, что можно сделать. Вместе проводятся праздники, в том числе и выезды на общегородские мероприятия.

Зачем семейные сады нужны школе

Наталия Файдюк. В первую очередь нас заботит образование детей, его наиболее удобная организация. Школа остаётся школой, а не коммерческим предприятием, которое думает о сверхприбыли.

Есть дети, которым тяжело в коллективе на 30 человек. Есть дети со слабым иммунитетом: в большом коллективе им тоже не очень удобно

Есть дети с разными специфическими чертами характера, которым лучше в небольшой компании.

Семейный детский сад помогает подготовить к школе детей с такими особенностями: пусть и в небольшой группе, они общаются, адаптируются, готовятся к переходу в первый класс.

Это лучше, чем оставлять ребёнка дома в одиночестве, когда он приходит в школу полностью неподготовленным и впервые узнаёт о том, что бывают классы на 30 человек, с правилами, дисциплиной и чужими взрослыми людьми.

У детей, которые ходят в семейный детский сад, абсолютно те же условия поступления в школу, что и у тех, кто посещает обычный детский сад при учреждении. Родители пишут заявления, и их дети переходят на следующую ступень образования. Большинство детей из семейных садов поступают в первый класс нашей же школы.

Даниэль Титова. В государственных детских садах есть определённый режим дня, и он не совпадает с тем, который существует в семейных детских садах. Наш распорядок подстроен под график, поэтому детям с особенностями здоровья и характера комфортнее в таком «отрегулированном» детском саду.

У меня в школу пошли уже два ребёнка. Они отлично вписались в огромный коллектив из 20–30 человек в классе. Никаких проблем не было. Дома они оказались подготовлены лучше, чем в обычном саду. Мой сын сразу поступил в гимназию, а дочь пошла в английскую частную школу. Отдавать детей в ту же школу, к которой привязан детский сад, не обязательно.

Я решила не оставлять детей на семейном обучении, потому что школьное образование — ещё и путь к полноценному общению с большим количеством людей. У ребёнка появляются первые трудности, которые он должен преодолевать сам, — это важная подготовка к взрослой жизни.

Как питаются дети в семейных садах

Наталия Файдюк. Кроме фиксированной зарплаты, воспитатели и помощники воспитателей получают компенсацию затрат на питание. Но никаких специальных жёстких требований к меню в семейном детском саду нет.

Когда комиссия смотрит условия в помещении, а затем приходит с контрольными визитами, она также изучает стол и качество блюд. Те отчёты о питании, которые семейный сад присылает, также демонстрируют набор используемых продуктов.

Поэтому контролировать, из чего и что готовит мама, очень даже возможно.

Даниэль Титова. К отчётам по кухне мы не прикладываем чеков: определённая сумма заранее рассчитана на каждого ребёнка. Плюс в том, что мама действительно может с лёгкостью учесть особенности диеты каждого ребёнка. У моих детей, например, непереносимость глютена. Соответственно, они его не едят. Это одна из причин, почему семейные сады прекрасно подходят аллергикам.

Наталия Файдюк. Действительно, по санитарным нормам приносить в детский сад еду из дома нельзя. Но есть путь, который предусматривает исключение продуктов по медицинскому заключению. Если мама принесёт справку, то это будет учтено.

Многие мамы идут за ней не в государственную, но частную клинику. Там они получают список того, что ребёнку нельзя. Но это только перечень. Конечно, в обычном государственном саду соблюдать такие условия сложнее.

Для таких случаев, когда аллергия труднопереносима, семейный детский сад — прекрасный выход.

Какие сложности есть в семейных садах

Наталия Файдюк. На мой взгляд, очень маленькие группы в детском саду — это не то чтобы хорошо. Множество занятий, игр, праздников зависит от количества детей.

Чтобы делить их на подгруппы, проводить с ними любые активности, нужно куда больше человек, чем пятеро.

В детских садах при нашей школе с детьми постоянно находится два воспитателя, поэтому они могут поделиться на подгруппы и тогда заниматься разными активностями.

В больших группах у детей вырабатывается и умение жить в коллективе, и общаться с большим количеством людей. Мы все разные, и жить придётся в очень пёстром обществе. Государственный детский сад помогает в этой адаптации. Кроме того, даже тот же слабый иммунитет при массовом скоплении людей может стать крепче. Я не вижу в больших группах ничего ужасного.

Даниэль Титова. В семейном детском саду на родителей ложится большая ответственность, особенно если в нём есть ещё и чужие дети. Я бы не взяла к себе другого ребёнка: мне стало бы гораздо сложнее. С чужими детьми ты представляешь, что к тебе придёт мама и начнёт говорить: «А вчера вы не так моего ребёнка наказали, не так на него посмотрели.

Своему что-то дали, а моему не дали». Свои дети — только своя ответственность. В каждый момент ты знаешь, что тебе нужно сделать, сказать. И отчитываться нужно только перед самим собой. За всё ты отвечаешь самостоятельно. Некому уже высказать, почему ребёнок не выговаривает «р».

Так что, на мой взгляд, семейный детский сад — удобная форма встраивания многодетной семьи в систему образования.

Полную запись интервью с Наталией Файдюк и Даниэль Титовой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Unsplash (BBC Creative)

Источник: https://mel.fm/doshkolniki/7461039-family_kindergarten

Какие льготы за детский сад полагаются многодетным семьям в 2021 году

Семейный детский сад

Нехватка мест в детских дошкольных учреждениях мотивирует родителей к применению альтернативных способов присмотра за дошкольниками, например, к организации семейных детских садов.

Очередь в ДС

Федеральным законодательством определена возможность детей военных, полицейских, сотрудников детсадов и некоторых других льготных категорий на внеочередной прием в ДОУ. Отсутствует федеральный закон, регулирующий статус многодетных, из-за чего очередь в детские учреждения для них определяется в общем порядке.

Сенаторами А.Кутеповым и И. Рукавишниковой предложен законопроект, вынесенный на рассмотрение Госдумы, расширяющий перечень претендентов на получение места в детсаду в первоочередном порядке. Эту возможность планируется предоставить воспитанникам из малоимущих, неполных и многодетных семей.

У местных властей появится право определения льготных условий зачисления в ДОУ для определенных категорий граждан. В тексте предлагаемого законопроекта содержится оговорка о предоставлении внеочередного места в детские учреждения по месту жительства. Также предполагается обязать чиновников предоставлять детям из многодетных семей места в одном учреждении.

Закрепление статуса многодетной семьи в федеральном законодательстве имеет важное значение. В настоящее время критерии многодетности определяются регионами самостоятельно.

Скидка на оплату детского сада

Критерии многодетности устанавливаются регионами самостоятельно, на местном уровне. Как правило, семьи, имеющие более 3 малышей, могут рассчитывать на компенсацию от государства за оплату посещения образовательного учреждения.

Предоставление компенсаций регламентировано ст. 65 закона «Об образовании». Их размер и порядок получения относятся к компетенции региональных властей. Ими же определяются и критерии нуждаемости.

Для семьи, подтвердившей статус многодетности, размер компенсации может составлять 70% и более от общей суммы оплаты.

При этом компенсацию родители получают не в денежном выражении, а в виде скидки на оплату услуг образовательного учреждения. Получить льготу можно в государственном или муниципальном детсаду, имеющем лицензию установленного образца.

Документы, которые нужны при оформлении

Чтобы получить право на льготную оплату, один из родителей подает в администрацию ДОУ заявление, а также прилагает документы:

  • заявление;
  • копии паспортов родителей;
  • копии свидетельств о рождении сына или дочери;
  • удостоверение многодетной матери установленного образца.

Образец заявления можно скачать здесь.

Можно получить льготу и по другим основаниям, например, по критерию нуждаемости или инвалидности. Родители, попадающие в несколько категорий, выбирают одно основание самостоятельно.

В зависимости от выбора могут понадобиться дополнительные документы:

  • справка о величине среднедушевого дохода из органов соцзащиты по месту жительства;
  • если малыши числятся в разных ДОУ, нужны справки из этих учреждений;
  • справка МСЭ при наличии инвалидности;
  • справка об установлении опеки или об определении воспитанника в приемную семью (для опекунов).

Право на льготу появляется с момента подачи заявления. Необходимо ежегодно подтверждать статус.

Как только семья утрачивает основания для получения скидки, она обязана уведомить администрацию ДОУ в 14-дневный срок.

Что такое семейный детский сад

Семейными детскими садами называют организованные многодетными семьями группы по дошкольному образованию. Это одна из форм осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Родители по официально зарегистрированному месту жительства, осуществляют уход, воспитание, присмотр, обучение, питание и оздоровление подопечных в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

СДС приобретают все большую популярность. Они создаются на дому многодетными мамами, имеющими возможность присматривать еще за двумя–тремя малышами из других семей. Семейные группы создаются также воспитателями и педагогами детских образовательных учреждений в своих квартирах. Из всех воспитанников, получающих дошкольное образование, такой формой пользуются около 0,2%.

Данная форма организации ухода и присмотра за малышами призвана решить проблему нехватки мест в ДОУ.

Открывая семейный ДС, нужно учитывать рекомендации к его устройству:

  1. Группа семейного садика базируется на инфраструктуре образовательной дошкольной организацией. Соответственно, воспитанники вправе иметь доступ к развивающим занятиям и инфраструктуре курирующего учреждения. В том числе заниматься с преподавателями музыкой и физической культурой, посещать общие мероприятия и праздники, заниматься с логопедом и проходить осмотры психолога.
  2. Один из родителей, замещающий должность воспитателя, должен обладать специализированным педагогическим образованием. За свой труд он получает оплату, как за полноценное рабочее время.
  3. Из городского бюджета компенсируется стоимость питания воспитанников садика.

Как открыть семейный детсад

Открыть семейный детсад может семья, соответствующая критериям:

  1. Наличие прописки и регистрации.
  2. Соответствие критериям многодетности, наличие троих и более детей (от 2 мес. до 7 л.).
  3. Если детей двое, группа должна быть доукомплектована воспитанниками из других семей.

Если граждане соответствуют требованиям, для открытия семейной группы им необходимо обратиться в ближайшее ДОУ с подготовленной документацией:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • трудовая книжка;
  • санитарная книжка;
  • свидетельства о рождении детей и их медкарты.

Перед открытием сада воспитатели и воспитанники проходят медкомиссию, результаты которой заносятся в медкнижку. Осмотры и анализы для поступления в домашнюю группу аналогичны требованиям к приему в обычный муниципальный садик. В дальнейшем в детские медкнижки будут вноситься сведения о медицинских осмотрах.

Нюансы и поддержка

Рекомендации по формированию СДС даны письмом № 08-406 Минобрнауки РФ от 27 сентября 2012 г.

Для получения права замещения должности воспитателя группы семейного садика один из родителей должен иметь педагогическое образование (высшее или среднее).

Если такого образования нет, он все равно сможет осуществлять уход и присмотр за воспитанниками, но только на должности помощника воспитателя. Не допускаются к уходу за дошкольниками лица, имеющие судимость, лишенные родительских прав.

Группа семейного садика относится к дошкольному образовательному учреждению, в которое обращались заявители для открытия. Помощь, методическая поддержка оказываются родителям сотрудниками организации.

Сотрудники курирующей организации вправе контролировать деятельность СДС. В частности условия пребывания дошкольников, режим питания и прогулок, осуществление образовательной деятельности. В этих целях могут просматриваться табели посещаемости воспитанников, планы занятий, посещаться открытые занятия.

Группы СДС привлекательны небольшим количеством воспитанников (от 5 чел.), позволяющим обеспечить их полноценным вниманием. Близость к дому, домашняя обстановка сводят к минимуму проблемы адаптации малышей к ДОУ. Социализация происходит с минимальными стрессами.

В то же время воспитанники вправе пользоваться инфраструктурой и образовательными программами курирующего образовательного учреждения.

Минусы:

  1. СДС обходится городскому бюджету дороже, чем содержание аналогичных групп в муниципальных садиках.
  2. Необязательность педагогического образования для мам создает затруднения в образовательном процессе. Это частично компенсируется участием педагогов курирующих образовательных организаций.

Планирующим открытие СДС необходимо изучить требования СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (СанПиН № 1). В нем изложены требования и воспитанию дошкольников в СДС. А именно:

  • организация детского питания;
  • температурный режим;
  • требования к освещенности;
  • требования к размерам детской мебели;
  • требования к материалам отделки помещения;
  • установленные нормативы площади;
  • количество воспитанников, минимальный и максимальный возраст.

Данный документ направлен на поддержание и сохранение детского здоровья.

Судебная практика

Среди родителей двоих и более малышей нередки жалобы о предоставлении мест в ДОУ не по месту жительства, а то и в разные детсады. Из-за этого приходится терпеть неудобства по транспортировке детей, выезжать рано утром.

Внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект предлагает закрепление права многодетных семей на определение детей в один детский сад, в дополнение к получению внеочередного места.

ВС РФ дал разъяснения, согласно которым чиновники не могут дать место в ДОУ далеко от дома малышу, ссылаясь на отсутствие мест в учреждении рядом с домом. Инициатором разбирательства стала мать-одиночка в Ленинградской области. Ее сыну не дали место в ближайшем дошкольном учреждении, предложив альтернативу лишь в соседнем населенном пункте.

Молодая мать от такого варианта отказалась и обратилась в суд. Первые две инстанции поддержали чиновников. Указали, что в зачислении в ДОУ может быть отказано при отсутствии мест. А также, что истица сама отказалась от предложенных ей альтернативных вариантов.

Родительница указала, что государством гарантируется право на получение образования. А также, что оно должно быть доступным физически и экономически. То есть учебное заведение должно находиться в разумных пределах досягаемости.

А вот Верховный суд встал на сторону родительницы. ВС РФ указал на обязанность чиновников предвидеть потребность в местах, а также обеспечивать ее, принимать к этому меры. Было указано на бездействие местной администрации, работники которой не учли, что родительница воспитывает сына в одиночку.

Транспортная недоступность ДОУ приведет к невозможности трудоустройства на полный рабочий день. Кроме того, истица поставила сына на очередь в детсад сразу после рождения. А вот чиновники свою обязанность по обеспечению дошкольного образования не исполнили.

Отсутствие мест ДОУ не может служить основанием для отказа. Ведь обязанностью чиновников является открытие новых мест при их нехватке. На эти цели выделяются деньги из бюджета.

Пока шли разбирательства, родительница место в детсаду все же получила.

Заключение

При увеличении количества СДС они могут решить проблему нехватки мест в детских садах. Однако необходимо более детальное законодательное регулирование деятельности семейных групп, порядка их финансирования, а также подготовки воспитателей.

Источник: https://lawkin.ru/family/detskij-sad-mnogodetnym

О ваших документах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: